Опрос:
Вам нравится наш сайт?
Ответить
Контакты:
Дополнительно
665319, Иркутская область, Куйтунский район, с. Андрюшино, ул. Березовая, д. 2
Телефон:
(39536)
9-33-29
Телефон: 8(39536) 9-33-29
Бухгалтерия: 8(39536) 9-33-29
Факс: 8(39536) 9-33-29
Скрыть

Прокуратура информирует!

21 октября 2022

Во исполнение Приказа Генерального прокурора РФ от 02.08.2018 № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию», Приказа Генерального прокурора РФ от 17.05.2018 № 296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью», Приказа прокурора области от 19.10.2018 № 128 «Об организации в органах прокуратуры области работы по правовому просвещению и правовому информированию, учету её результатов» прокуратура Куйтунского района информирует:

1. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральным законом от 14.07.2022 № 293-ФЗ внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Теперь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие 18-летнего возраста, до получения благоустроенного жилого помещения или до исключения их из списка нуждающихся в жилом помещении будут регистрироваться по месту жительства по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации муниципального образования, на территории которого они проживают.

Федеральный закон вступает в силу 11.01.2023.

2. С 1 сентября 2022 г. в Жилищном кодексе РФ появилась норма, запрещающая собственникам жилья дробить свои права на микродоли

Ранее до 1 сентября 2022 года в соответствии с действующим законодательством любое жилье разрешали делить на доли любого размера. Например, можно было купить 1/300 московской квартиры ради прописки, льгот и выплат. Или получить в наследство 1/20 квартиры и распоряжаться этой долей на свое усмотрение, к примеру, поделить ее на пять частей и подарить посторонним людям. Граждане вселялись и пользовались общей кухней и санузлом, а владельцы 19/20 вынуждены были мириться с дискомфортом или продавать жилье на невыгодных условиях. Часто покупателями такой недвижимости становились люди, которым нужна прописка. Это и создало проблему так называемых «резиновых» квартир.

С 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, дополнившие статью 30 Кодекса положениями, которые запрещают собственникам жилых помещений совершать такие действия, приводящие к ситуации, когда на долю каждого из сособственников приходится менее 6 кв.м общей площади жилья. То есть купить 1/100 столичной квартиры невозможно. И продать посторонним людям унаследованную 1/20 однушки – тоже. Сделки, совершенные с нарушением этого правила, будут считаться ничтожными.

Запрет на микродоли коснется только сделок начиная с сентября 2022 года. Если до поправок собственнику уже принадлежала 1/100 квартиры, эту долю не заберут. Но вот распорядиться ею будет проблематично: нужно будет объединяться с другими собственниками или продавать тому, кто владеет большей частью. И здесь уже основные владельцы смогут диктовать условия.

Исключение сделано для тех случаев, когда право общей долевой собственности на жилое помещение возникает в силу закона (в частности, в результате наследования, приватизации), а также в связи с использованием средств маткапитала.

Предусмотрено, что положения ЖК РФ в редакции рассматриваемого закона применяются к отношениям, возникшим после дня вступления поправок в силу.

3. Защита прав несовершеннолетних в уголовном процессе

Уголовно-процессуальным законом Российской Федерации предусмотрены специальные нормы в случаях, когда к участию в судопроизводстве привлекается несовершеннолетний, который в силу своего возраста не обладает необходимым уровнем знаний и жизненным опытом.

Участие педагога должно способствовать получению от несовершеннолетнего максимально достоверных и полных сведений в зависимости от его индивидуально-психологических и возрастных особенностей, без вреда его психическому состоянию здоровья.

Статьей 280 УПК РФ предусмотрены особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в судебном заседании, согласно которых при участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до 14 лет участие педагога является обязательным.

Если несовершеннолетний потерпевший или свидетель имеет физические или психические недостатки, то его допрос проводится с обязательным участием педагога вне зависимости от его возраста.

Положения статьи 425 УПК РФ предусматривают обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет.

Если подозреваемый, обвиняемый или подсудимый в возрасте от 16 до 18 лет страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, в таких случаях также участие педагога является обязательным. При участии в следственном действии педагог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Эти права следователь разъясняет педагогу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

4. О компенсации за несвоевременно выплаченную заработную плату

Одним из основных пунктов любого трудового договора является стоимость выполняемой сотрудником работы, иначе говоря, заработная плата. В российском законодательстве за расчетный период принят календарный месяц. Это значит, что по его окончанию работник должен получить причитающуюся ему сумму за выполненную работу.

Так, согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Но случается так, что работодатель не выплачивает зарплату и аванс в установленные сроки. В этом случае он должен компенсировать задержку.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ за каждый день задержки работодатель обязан выплатить работнику компенсацию. При задержке зарплаты более чем на 15 дней работник вправе приостановить работу до ее выплаты, письменно уведомив работодателя об этом.

Согласно ст. 142 Трудового кодекса РФ за все время приостановки работодатель обязан выплатить средний заработок, рассчитанный так же, как при командировке.

Трудовой кодекс РФ предусматривает выплату компенсации уже с первых дней задержки, которые начинают отсчитываться на следующий день, после даты, в которую должна быть совершена выплата. Днями просрочки считаются все дни подряд, то есть и рабочие и выходные и праздничные дни.

Компенсация выплачивается в денежном выражении и должна быть не менее 1/150 ставки рефинансирования. Ранее она составляла не менее 1/300, но с октября 2016 г. в силу вступили новые поправки к Трудовой кодекс РФ. Она начисляется с чистой заработной платы, то есть с суммы, которая подлежит выдаче работнику на руки после удержания НДФЛ.

1/150 – это минимальная ставка, которую должен уплатить работодатель, однако в локально-нормативных документах организации-работодателя эта сумма может быть увеличена, поскольку законодательство разрешает улучшать положение работников. Обязанность по выплате данной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Задержка выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, влечет для представителя нанимателя административную ответственность на основании ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

В случае, если работодатель не произвел выплату установленной денежной компенсации, работник имеет право обратиться за защитой своих прав в суд, органы прокуратуры, Государственную инспекцию труда, расположенных на территории региона.

5. Можно ли педагогическим работникам принимать подарки от учащихся и их родителей?

Законодателем конкретного понятия «подарок» не определено. Из определения договора дарения, приведенного в ст. 572 Гражданского кодекса РФ, следует, что подарок – это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ работникам образовательных организаций, в том числе учителям, запрещается получать подарки от обучающихся, а также их родственников, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.

Получение учителем подарка стоимостью свыше 3 000 руб. от ученика или его родственника является нарушением запрета и ставит под сомнение объективность принимаемых им решений. В этой связи для обоснования законности получения подарка рекомендуется сохранить документ, подтверждающий его стоимость.

Под обычными подарками, как правило, понимаются те виды подарков, которые обычно дарят учителям. Таким подарками могут быть цветы, конфеты, чай, кофе, канцелярские принадлежности, книги, вазы.

Локальными актами образовательной организации (приказами, распоряжениями директора школы) могут быть предусмотрены дополнительные ограничения, связанные с получением подарков, а также регламентирован порядок их получения (ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Учитель вправе в любое время до передачи ему подарка отказаться от него, в том числе в случае, если возникают сомнения по поводу его стоимости или вида (ст. 573 Гражданского кодекса РФ ).

В соответствии со ст.ст. 22, 81 и 192 Трудового кодекса РФ за нарушение ограничений, связанных с получением подарков, учитель школы может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение). Также учитель может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки при наличии в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного ст. 290 Уголовного кодекса РФ.

6. О правах граждан при рассмотрении обращений

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирована такая процедура, как рассмотрение обращений физических лиц и организаций в различные государственные органы. Названный Федеральный закон принят законодателем еще в 2006 году, однако большинство людей так и не знает о нем, о том какие их права защищены этим нормативным документом.

Так, в соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

По смыслу закона любой гражданин в соответствии со своими интересами волен обратиться в любой государственный или муниципальный орган, как в письменном, так и в устном виде с целью получения каких-либо разъяснений или рассмотрения иных вопросов. Это право закреплено не только Конституцией Российской Федерации, но и указанным выше законом. При этом закон говорит о том, что он распространяется и на лиц, являющихся иностранными гражданами, а также на тех, кто вовсе не имеет гражданства. Круг лиц, которые законом отнесены к тем, кто имеет право на подобные заявления, весьма широк. В него входят и простые граждане, физические лица, и организации, как юридические лица, а также всевозможные сообщества граждан, ассоциации, союзы и тому подобное.

Статьей 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены следующие права гражданина при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом. Так, любой гражданин имеет право:

- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Наряду с правами обратившегося законом установлены гарантии гражданина в связи с его обращением. Так, в силу требований ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

- запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц;

- не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

7. Вступили в силу изменения, внесенные в ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

С 01.09.2022 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 14.07.2022 № 300-ФЗ в статью 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая дополнена частью 8.1.

Так, согласно новой части указанной статьи лица, признанные инвалидами I, II или III группы после получения среднего профессионального образования или высшего образования, вправе повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в порядке, установленном для лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые».

Таким образом, лица, ставшие инвалидами в трудоспособном возрасте и ранее получившие среднее профессиональное или высшее образование, могут бесплатно получить второе профессиональное образование соответствующего уровня по иной профессии.

8. Порядок трудоустройства после увольнения с государственной или муниципальной службы

Статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих, а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) обязан в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.

Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (ч. 4 ст. 12 Федерального закона).

Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.

9. С 1 марта 2023 года лицам с судимостью за совершение ряда преступлений будет запрещено работать водителями такси и автобусов

Федеральным законом №155-ФЗ от 11.06.2022 Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 328.1, которой установлены ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа.

Согласно положениям закона к управлению легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа не допускаются лица с неснятой или непогашенной судимостью за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии Уголовным кодексом РФ к преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям.

Трудовые договоры с работниками, которые не представили работодателю справку об отсутствии судимости, подлежат прекращению. Нормы также касаются трудовых договоров с гражданами стран членов ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии).

10. Закон вступит в силу с 1 марта 2023 года.

Согласно российскому трудовому законодательству гражданин вправе самостоятельно выбирать себе место работы, основываясь на своих желаниях и умениях. При этом каждый гражданин должен иметь одинаковые права при трудоустройстве, то есть причиной отказа не может быть вероисповедание, занимаемый статус или положение в обществе. Однако, не всегда это проявляется так на деле, и отказать могут не только из-за несоответствия трудовым качествам, но и по необоснованным основаниям.

Отказ работодателя в приеме на работу без указания причин нарушает требования ч. 1 ст. 64 Трудового кодекса РФ, запрещающей необоснованный отказ в заключении трудового договора, а потому является незаконным.

При этом бывают случаи, когда наниматель необоснованно отказывает в приеме без объяснения причин. Такими негласными причинами могут быть следующие: возрастные ограничения (особенно пенсионерам крайне сложно найти новую работу); принадлежность к определенному вероисповеданию, расе, национальности; наличие определенных политических убеждений; беременность или наличие детей; отсутствие прописки; наличие определенных болезней; наличие статуса инвалида; небольшой опыт на данной должности; по решению суда; получение должности в результате конкурса и другие. Данные причины являются распространенными при вынесении потенциальными работодателями решений об отказе в приеме на работу. При этом без объяснения причин могут не взять на работу и из-за других факторов, какой-либо личностной неприязни.

Между тем, согласно ч. 2 ст. 64 Трудового кодекса РФ прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с ч. 5 ст. 64 Трудового кодекса РФ по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение 7 рабочих дней со дня предъявления такого требования. Таким образом, законодателем закреплена обязанность работодателя разъяснять причины отказа в приеме на работу.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке в соответствии с ч. 6 ст. 64 Трудового кодекса РФ.

Дата создания: 21-10-2022
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: